Фэн шуй это наука о мертвых

История Фэн Шуй

Я передаю, а не сочиняю
Я верю в древность и люблю ее
Конфуций

История Фэн Шуй

Фэн шуй — это древняя наука о том, как жить в гармонии с миром. Для китайцев гармония это, прежде всего, равновесный обмен энергиями между человеком и природой. Раньше это состояние было для людей естественным, благодаря нему они были по-настоящему счастливы, здоровы, богаты. Но, постепенно люди стали отделяться от природы, строить жилища, здания, и большинство людей утратили такой баланс.

История фэн шуй насчитывает не одно тысячелетие, и началась она, как мы знаем, в Китае. Точную дату появления этой науки, разумеется, назвать невозможно.

Раскопки показывают, что уже 6000 лет назад древние китайские захоронения были ориентированы в соответствии с положением Большой медведицы относительно полярной звезды, и уже содержали некоторые принципы фэн шуй. А даосские мастера уже 5000 лет назад использовали принципы инь и ян в своих техниках.

Основные принципы фэн шуй использовали и древние люди. Они прекрасно знали, что для жизни лучше выбирать место, чтобы сзади была гора, это защитит от нападений, для жизни необходима вода, поэтому лучше, чтобы перед поселением было озеро, а лес по бокам и от нападений защитит и в поисках еды поможет. Правильно будет считать, что основы фэн шуй появились вместе с человеком, и с его первыми попытками выжить на земле. А вот самостоятельной наукой фэн шуй стал несколько тысячелетий назад, и как любая наука, он пришел не из теории, а из практики.

Тот факт, что фэн шуй как наука родился в Китае, мало кого удивляет. Ведь вся философия Востока направлена на единство человека и Вселенной, ведь человек это часть Вселенной, и жить в гармонии с окружающим миром просто необходимо! А вот философия запада всегда была направлена на завоевания природы, с помощью науки и многочисленных экспериментов.

Сам термин фэн шуй впервые появился около 4000 лет назад, в древней книге захоронений, или еще ее называет «книгой мертвых»:

«Ци седлает ветер (фэн) и разлетается,

Но сохраняется, соединяясь с водой (шуй).

Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание

И направляли ее, чтобы гарантировать сохранение.

Так, это умение было названо фэн шуй.

Согласно законам фэн шуй, лучше всего, когда место, притягивающее воду

Находится рядом с местом, удерживающим ветер…»

Это строки из «книги мертвых», в которых объясняется, почему же появилось именно такое название. Это название фэн шуй применялось не всегда. Например во времена династии Хань, когда искусство фэн шуй стало профессиональной деятельностью, оно носило название Кань Ю правда в то время Кань Ю не было не самостоятельной наукой, а лишь частью искусства предсказаний, основанной на изменениях на небе и на земле. Перевести термин Кань Ю можно как Путь неба (Кань) и Путь Земли (Ю) или Дао Неба и Земли. Еще одно, более раннее название Ди Ло, которое можно перевести как Закон Земли.

Несколько тысячелетий фэн шуй развивался в Китае, он наполнялся все новыми и новыми техниками, было открыто сотни «формул» Фэн шуй. Фэн шуй гармонично «вписался» в китайскую культуру, т.е. его основные принципы прекрасно взаимодействовали с китайским мировоззрением. Кстати, здесь стоит отметить, что все китайские науки базируются на одних и тех же принципах : теории пяти элементов, принципе инь и ян, а также на понятии энергии ци.

В древнем Китае, по принципам фэн шуй строили целые города, как, например, Великий Запретный город в Пекине. Дворец императора и даже расположение трона устанавливались по рекомендациям мастеров фэн шуй.

Долгое время знание фэн шуй не было открыто для людей. И было доступно только избранным, только императорам, аристократам или привилегированной элите. Мастеров фэн шуй щедро награждали за их работу, и сурово наказывали за разглашение тайн фэн шуй, некоторых даже казнили. Древние мастера охраняли свои знания, часто они держали секреты в себе до самой старости, и только перед смертью раскрывали их своим ученикам. К сожалению, большая часть знаний была утрачена.

Кстати, во времена Конфуция (551-479 гг до н.э.), в разное время года император жил в разных дворцах, а то, в какой дворец лучше переехать, высчитывали с помощью специальных расчетов.

Пик в своем развитии фэн шуй получил во времена династии Хань, (206 г. н.э. — 224 г. н.э. ), именно тогда фэн шуй стал профессиональной деятельностью. В это время произошли очень важные события, именно тогда было написана « Книга Ритуалов», в которой были описаны методы фэн шуй, применяя которые легко было правильно расположить захоронения.

В период Троецарствия (220-265 гг. н.э.) мастер Чжугэ Лян соединил теорию Багуа и квадрат Лошу. Появилась система, по которой выбирали наилучшее расположение для комнат и домов в императорском комплексе.

Во времена династии Цзинь (265 -420 гг) появился человек, которого современные мастера фэн шуй считают отцом геомантии (от греческих словам Gе – Земля и Manteia – гадание). Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «Фэн шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью. Благодаря мастеру Го Пу, известному по практике выбора благоприятных мест для погребения, фэн шуй был признал императорским дворцом в качестве признанной даосской практики.

Во времена династии Тан (618-960 гг) Китае наступил расцвет искусств и наук. В науке фэн шуй стали появляться новые школы, философские учения. В работе мастера стали применять компас фэн шуй. Современные компасы Лопань очень напоминают компас династии Тан. В это время некоторые мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, а другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. В те времена начали использовать триграммы ба-гуа как вспомогательное средство для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти мастера легко давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Кстати, в те времена императоры назначали геомантов своими придворными советниками! Как вы видите, их роль в истории было очень весомой!

В начале правления династии Мин (1368 —1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие мастера и ученые были казнены. На смену древним мастерам, пришли новые предсказатели, которые мало владели истинными знаниями фэн шуй, но умудрились превратить его в хороший коммерческий проект. В это время стали появляться многочисленные справочники по фэн шуй, которые представляли собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени. Ландшафтная школа была очень сильно упрощена. Зато кольца в компасе ло-пань увеличили почти вдвое, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло, и они стали доступны широким массам. В итоге, очень многие обычные люди, прочитав книги, стали называть себя мастерами и начали практиковать, конечно ни к чему хорошему это не привело.

Фэн-шуй при династии Цин (1644—1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Мастера Фэн шуй стали уделять большое значение индивидуальной карме человека, начали совмещать использование Фэн шуй с предсказанием судьбы. В этот период появлялись серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн шуй, например, «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец. В этот период стали выбирать благоприятное время для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее.

Долгое время Запад очень скептически относился к знанию фэн шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Поделитесь с друзьями позитивом! Расскажите о том, что Вы сейчас читаете:

Фэн-шуй — наука, религия или суеверие?

В последние время у многих наших сограждан появилось новое увлечение, которое называется фэн-шуй. Литература по фэн-шуй обильно представлена в книжных магазинах. В интернете ему посвящено множество сайтов. В общем, можно сказать, что фэн-шуй нынче в моде. Но насколько глубоко увлекающиеся им понимают природу фэн-шуй? Многие ли способны четко ответить на вопрос: что это такое – наука, религиозное учение или очередное суеверие? Где находятся корни фэн-шуй? На эти и другие вопросы автор попытается ответить в статье. Людям, которым все равно, во что верить, и которые, как флюгер, поворачиваются в сторону модных увлечений, она вряд ли будет интересна. Статья рассчитана на того, кто серьезно относится к своей духовной жизни и считает себя христианином. И, в первую очередь, для христиан, которые размышляют, впустить или нет фэн-шуй в свою жизнь.

Итак, что же такое фэн-шуй? Фэн-шуй переводится с китайского как «ветер-вода» [1]. Появилось это учение в Китае в IX веке [2]. Интересно отметить, что Лиллиан Ту[3], популярный гуру современного фэн-шуй, датирующий его IX веком, в другой своей работе пишет: «Китайцы практикуют фэн-шуй тысячелетия»[4]. Правда, откуда взялись эти «тысячелетия», она не разъясняет. Впрочем, как заметил автор, в трудах Лиллиан Ту нередко встречаются достаточно противоречивые утверждения, со многими, из которых мы познакомимся ниже поподробнее. Итак, современные последователи фэн-шуй утверждают, что существует множество его школ, при этом «настоящий Фэн-шуй опирается на одни и те же концепции»[5]. Различия в разных школах фэн-шуй лишь в практике[6]. Пытаясь определить фэн-шуй, Лиллиан Ту пишет: «Фэн-шуй – это древнекитайский набор практических методов жизни в гармонии с собственным окружением, то есть со структурой и колебаниями окружающей нас энергии»[7]; «Фэн-шуй – это искусство правильного использования космического дыхания, или ци, – силы, циркулирующей во всей окружающей нас среде»;[8] «Фэн-шуй – это не только наука об энергии «ветра и воды» (так собственно переводится термин Фэн-шуй), но и искусство использования, привлечения и генерирования этой энергии»[9]. Из всего вышесказанного можно вывести примерно следующее определение фэн-шуй: фэн-шуй – это теория и практика, с помощью которых человек привлекает и генерирует некую энергию ци, и с помощью этой энергии гармонизирует свое окружение. Для чего все это нужно? На это дается следующий ответ: «…цикл удачи и неудачи может быть существенно изменен, если вы познаете секреты земных энергий и способы манипулирования ими»[10]. Под удачей Лиллиан Ту понимает: деньги, здоровье, власть, в общем, процветание. Лиллиан Ту пишет: «…увеличение доходов – это одно из человеческих стремлений, которое проще всего удовлетворяется с помощью Фэн-шуй»[11]; «Если вам не суждено стать великим воротилой бизнеса, Фэн-шуй поможет вам разбогатеть, но не сделает вас сказочно богатым человеком. Все зависит от вашей небесной удачи».[12]

Учитывая, что в основе фэн-шуй лежит учение об энергии ци, познакомимся с этим учением подробнее. Итак, ци – это некая «вибрирующая»[13] энергия, которая распространена повсюду, она дает человеку «силу и душу»[14]. Лиллиан Ту пишет: «Ци человека – это дух, управляющий его деятельностью. Избыток (или недостаток) ци в теле определяет здоровье и жизнедеятельность человека… у разных людей ци отличается качеством и количеством… ци человеческого тела должна находиться в гармонии с ци его окружения»[15]. В другой книге Лиллиан Ту добавляет: «Именно ци привлекает изобилие, богатство, процветание, здоровье, признание, популярность и счастье»[16]. Откуда взято учение о ци? Из даосизма. А раз так, то будет полезно узнать даоскую концепцию ци.

Необходимо заметить, что даосизм является национальной религией Китая. Его истоки лежат в практике созерцания и медитации, которые использовались для обретения состояния бесстрастия и покоя, а так же для обретения бессмертия. Нет смысла подробно знакомить с даоским учением, так как по данной теме есть очень хорошие работы, к которым автор адресует всех интересующихся даосизмом.[17] Для наших целей будет достаточно познакомиться только с классическим даоским учением о ци.

Даосизм пантеистичен. Ци есть энергия пронизывающая всю Вселенную. Классический пример, объясняющий природу ци, дает древнекитайский-скептик Ван Чун ( I век от Р. Х.); он утверждал что материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед -разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т.е. в даосизме материя и дух единосущны, они существовали всегда и не знали Творца.[18] Человек живет в ци. Ци его окружает со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. При этом нужно заметить, что даосизм учит не управлению природой, а скорее отдаванию себя ей. Цель не изменить мир, а слиться с ним. Откуда даосы узнали о ци? Через медитации в результате мистических озарений.

Что такое фэн-шуй для его последователей: религия или наука? Лиллиан Ту так отвечает на этот вопрос: «Мы рассматриваем Фэн-шуй как прикладную науку, поскольку законы Фэн-шуй формировались на основе эмпирических данных, собранных в течение веков»[19]. Итак, последователи фэн-шуй относят к науке. Что касается религиозности фэн-шуй, то ответ дается такой: «Фэн-шуй не является религией»[20]; «…в самой практике нет ничего духовного или мистического. От вас не потребуется компромиссов с религиозными верованиями или идеологическими принципами, поскольку для практики не требуется никаких молитв, жертвоприношений или веры»[21]. Не относит Лиллиан Ту свое увлечение и к магии: …Фэн-шуй – это не магия. А также не духовная практика, требующая огромной веры в могущество Фэн-шуй или убежденности в его эффективности».[22]

К сожалению, автор должен заметить, что утверждение Лиллиан Ту касательно того, что в фэн-шуй не требуется вера[23], является ложным. Лиллиан Ту пишет: «Пока у вас нет потребности верить в фэн-шуй, пока в вас гнездятся сомнения, вы наполняете пространство вокруг себя негативными энергиями»[24]; «Если вы хотите использовать фэн-шуй для улучшения своей жизни, старайтесь не давать много воли недоверию. После того, как необходимые знания «встанут на свое место», вам даже покажется странным, как вы могли не обращать внимания на все эти вещи, о которых говорилось в теории фэн-шуй»[25]; «Методика фэн-шуй сработает лучше, если вы будете поддерживать в себе безмятежное отношение к ней»[26]. Приведенные цитаты скорее опровергают, нежели подтверждают заявление Лиллиан Ту, что вера в фэн-шуй не требуется.

Посмотрим теперь, насколько научен фэн-шуй. Лиллиан Ту пишет: «Я должна сознаться, что я не в состоянии точно объяснить, как работает фэн-шуй»[27]. Раскрывая вопрос отношения современной науки к фэн-шуй, она продолжает: «Теория, стоящая за рекомендациями фэн-шуй, может казаться странной представителям западной научной школы. Например, многочисленные упоминания об иньских и яньских аспектах энергии. Предполагается также принятие фундаментальной предпосылки о том, что вся вселенная и все в ней сотворено из Пяти Элементов – Земли, Воды, Дерева, Металла и Огня, – состоящих в отношениях взаимного разрушения и порождения»[28]. Если фэн-шуй соответствует стандартам академической науки, почему же ученые его отвергают, как признает это сама Лиллиан Ту? А если они отвергают его, то зачем же Лиллиан Ту вводить в заблуждение своих читателей, заявляя о научности фэн-шуй? Что же это за наука, которую отрицают ученые? Нужно заметить, что наука построена на парадигме[29], из которой выводится научная картина мира[30]. Фэн-шуй основан на религиозном учении даосизма, который, насколько известно автору, пока не стал основой научной картины мира. Интересно отметить, что в предисловии к одной из книг Лиллиан Ту, ее почитатель пишет: «Фэн-шуй – сложный предмет, требующий глубокого знания китайских метафизических наук[31]. Но китайские метафизические науки к академической науке не имеют никакого отношения. В завершении предисловия говорится: «Фэн-шуй тоже занимается проявлением динамических сил и энергий, которые науке еще только предстоит открыть – в масштабе от земного до вселенского»[32]. Если науке еще только «предстоит» эти силы открыть, может тогда не стоит объявлять это свершимся фактом и классифицировать фэн-шуй как научную дисциплину? Может, будет честнее сказать, что теоретическая база фэн-шуй построена на китайском мистицизме, каковым является даосизм?

Читайте также:  Розовый кварц по фэн шуй

Автор уже приводил выше заверение Лиллиан Ту своих читателей в том, что в фэн-шуй нет никакой религиозности, и что любой человек может его практиковать без всяких компромиссов для своей веры[33]. Нужно заметить, что и это заявление не соответствует действительности. Как выше уже было указано, теоретическая база фэн-шуй основана на религиозной доктрине даосизма. А разве можно одновременно верить в даосизм и при этом быть, например, христианином? Нет[34]. Для этого достаточно сравнить их вероучения. Христианство монотеистично, даосизм пантеистичен. Христианство учит о Личном Боге – Творце, в даосизме Бога вообще нет. Для даоса Космос есть Бог и Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек, не знающий их, может говорить о совместимости этих двух мировоззрений. К тому же, как пишет Лиллиан Ту: «…наилучшим подходом к использованию фэн-шуй является развитие истинного благоговения перед энергиями Земли и перед самой Матерью-Землей»[35]. А разве христианин не должен благоговеть лишь перед Богом[36], а землю хранить[37]? Вызывают сомнения и главные цели фэн-шуй, которые, согласно христианского вероучения, можно классифицировать просто – стяжательство! Христианство не против материального благополучия, но не ставит его своей целью. Христианин ищет прежде всего Небесного Царствия ( Мф. 6:33 ), и уже потом земного благополучия и то, только при условии, если оно не мешает главной цели. Об этом четко сказано в Священном Писании: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). А уж идея всепоглощающей концентрации на достижении богатства, к которому призывает Лиллиан Ту, христианству полностью чуждо. Например, представить себе, что совет, какой дает Лиллиан Ту своим ученикам, сможет дать кому-либо христианин, сложно[38]: «Для успешного создания изобилия вы должны страстно этого хотеть. Вы должны пропитаться этим желанием, полностью сфокусировавшись на нем… Чем яснее вы представите тип удачи, к которому стремитесь, тем острее и эффективнее будут энергии, которые вы создадите»[39]. А как христианин должен отнестись к следующей рекомендации Лиллиан Ту: «Привыкайте видеть мир вокруг себя глазами Фэн-шуй. Развивайте чувствительность к могущественным, хотя и невидимым энергиям вокруг вас»[40]; «…вы должны попытаться почувствовать свою персональную ци, принадлежащую только вам. Только после этого вы сможете настроиться на свое силовое поле и космическое дыхание внутри вас»[41]. Это хорошая рекомендация для школы экстрасенсов[42], но полностью неприемлемая для христианства. Используются в фэн-шуй и медитативные практики, которые также полностью несовместимы с христианством[43], и хотя Лиллиан Ту их критикует, она признает, что используют их мастера фэн-шуй: «Опытные практики фэн-шуй знают секретные методы, позволяющие им овладеть большим количеством персональной ци, которую они используют для вхождения в медитативное состояние для особых консультаций по фэн-шуй. Эти методы разные у разных мастеров, и, судя по тому, что я лично видела, они ближе к шаманству, чем к техникам фэн-шуй»[44]. Лиллиан Ту вероятно не в курсе того, что шаманство является отцом даосизма[45], на теоретической базе которого основан сам фэн-шуй, а потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм, – это не аномалия, а норма. Фэн-шуй магичен, как впрочем, магичен и даосизм[46], и, несмотря на то, что Лиллиан Ту отказывается его классифицировать как магию[47], она все же пишет: «Фэн-шуй действительно сродни магии: зачастую кажется, что в действие вступает некая мистическая сила»[48]. А если учесть, что Лиллиан Ту признает, что она не знает, как работает фэн-шуй,[49] то какие у нее есть основания не допускать возможности реального присутствия «мистической силы»? Признает фэн-шуй и учение кармы[50], полностью несовместимое с христианством[51]. А как читателям понравится идея о «трансцендентном фэн-шуй»? Как пишет о нем Лиллиан Ту: «…трансцендентный фэн-шуй… основан на специальных техниках визуализации и распевании мантр»[52]. Сама Лиллиан Ту использует в своей практике мантры из буддизма, но не возражает, чтобы ее читатели для «очищения» использовали, в том числе, и христианские молитвы[53]. А в чем помогает «трансцендентный фэн-шуй»? Как пишет Лиллиан Ту: «Люди, страдающие от неизлечимых болезней вроде СПИДа, рака и других угрожающих жизни заболеваний, могут представить эти проявления нездоровья как мощные блокировки в своей системе. Нарисуйте их в своем воображении как препятствия, которые нужно удалить… представьте мысленно, что блокировки внутри вас рассасываются»[53]. Итак, вы больны СПИДом, раком? Нет проблем, мысленно представьте, что ваша болезнь лишь «препятствие» внутри вашего тела и спокойно отправляйтесь на кладбище. Куда у вас есть все шансы попасть, если вы доверитесь фэн-шуй и будете игнорировать медицину.

В самом начале статьи приводилось утверждение Лиллиан Ту, что одна из главных целей, стоящей перед практикующими, есть достижение материального благополучия; правда, там добавляется: «Все зависит от вашей небесной удачи»[55]. А если «небесная удача» будет против? Получается интересная логика: если вы достигаете богатства, то вы правильно практикуете фэн-шуй, а если нет? Как пишет Лиллиан Ту: «Мне кажется, наилучшим способом распознания настоящих специалистов в области фэн-шуй является изучение биографии. Когда кто-то предлагает вам свои услуги в качестве мастера фэн-шуй, посмотрите, помог ли фэн-шуй самому этому человеку достичь тех вещей, которые он обещает сделать для вас. Если данный человек сам явно ничего не выиграл от хорошего фэн-шуй, следует поискать другого. При правильном использовании фэн-шуй всегда срабатывает(выделено нами. – В.П.)»[56]. Логика, которую использует Лиллиан Ту – чисто сектантская. Система всегда права. Если система не работает, виноват человек[57]. Значит, если последователь фэн-шуй потратил много денег и времени на приобретение литературы, скрупулезно следовал советам фэн-шуй и не получил никаких результатов, то виноват он сам. Система всегда права! С таким подходом можно доказать истинность любой системы.

Приведем несколько советов, которые можно вычитать в книгах по фэн-шуй. Например, читатели могут узнать что «…могила дедушки Мао Цзэдуна находилась «в ладони небесной лунной богини», то есть расположение могилы было настолько благоприятным, что это принесло огромную удачу внуку, в данном случае – великому кормчему Мао»[58]. Как просто: удачно расположенная могила привела человека на вершину власти. Или вот, другой случай: Лиллиан Ту пишет, что она поступала в школу бизнеса, и ей нужны были деньги на оплату учебы в ней. Чтобы их получить: «Я передвинула свою кровать, чтобы выровнять положение во время сна для получения благоприятной ци и удачи с наилучшего направления. Метод не подвел меня, и я смогла получить стипендию ООН для посещения школы бизнеса»[59]. Интересно, а заявление на получение этой стипендии не было подано? Автор, например, долго сидел без денег, попробовал поработать, при этом переставил кровать и – о «чудо» – деньги появились. Вопрос читателям: в этом «чуде» виновата работа или кровать?

Что можно сказать, завершая статью? Подытожим то, что мы узнали о фэн-шуй. Многие заявления гуру фэн-шуй Лиллиан Ту противоречат сами себе. К науке фэн-шуй не имеет никакого отношения. Основы его лежат в религиозной доктрине даосизма. При этом, если даосы стремятся слиться с ци, современные фэншуевцы явно пытаются им манипулировать. Современный фэн-шуй по сути является пародией на даоское учение. С христианством фэн-шуй не совместимо. А если учитывать, что в фэн-шуй даются советы для лечения СПИДА и рака, то он может быть и смертельно опасным, если поверивший советам мастеров фэн-шуй человек отвратит свое внимание от медицины и будет «лечиться» только методами фэн-шуй. На взгляд автора статьи, современный фэн-шуй – это типичное суеверие. Занимающимся им можно адресовать слова из Священного Писания: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…» ( 1Тим. 4:7 ). Ну а допускать фэн-шуй в свою жизнь или нет, это уж пусть читатели решают сами.

Фэн-шуй придуман для мертвых

«Голос России» — старейшая радиокомпания России. Первые передачи из Москвы прозвучали на немецком языке 29 октября 1929 года. В ноябре того же года Москва «заговорила» на французском, в декабре – на английском языке. Только через три года в эфир вышло Би-би-си, через семь лет – «Голос Америки».

Сегодня в гостях у читателей «ЛК» — специалист по Китаю, журналист Юля Козлова.

— В Китае культ радио. Оно везде. Но в отличие от нас, в эфире совсем нет попсы. Транслируются политические обозрения, экономические программы, радиоспектакли. Мне не довелось видеть даже автомобиль, в котором бы тупо играла музыка. Китайцы иначе воспринимают информацию. Страна живет новостями. Например, новостями о территориальном споре Китая и Японии вокруг островов Дяоюйдао-Сэнкаку в Восточно-Китайском море. Это главная тема. Агентство Синьхуа дает комментарии. Газета «Жэньминь Жибао» на первой странице публикует новостной блок. Люди слушают, читают, обсуждают.

Стоило объявить о начале акции по продаже рыбы, выловленной у спорных островов, как тысячи китайцев бросились к прилавкам, демонстрируя солидарность с позицией власти. Половина страны ходит в майках, футболках и кепках с надписями, утверждающими, что острова принадлежат Китаю исторически.

Вот еще примеры культовых событий: первая посадка палубного истребителя на авианосец или испытания нового военного транспортника Y-20 на аэродроме Яньлян неподалеку от Сианя в провинции Шэньси. И опять – футболки, брелки, массовый интерес.

То есть в восприятии китайцами радио есть элемент наивности и сверхдоверчивости: как радио говорит – так на самом деле и есть.

— Китай твоими глазами – современное или архаичное государство?

— Это современная страна. На последнем съезде партии решено построить современную социалистическую державу с китайской спецификой. Я не буду вдаваться в специфику политическую или экономическую, но на культурной остановлюсь.

Концептуальный и многогранный композитор и дирижер Тань Дунь – всемирно известная личность в музыкальном мире. В 2012 году получил премию Шостаковича. Но этот китайский музыкальный гений уже не исполняет музыку, которая нравилась бы соотечественникам. Он работает для западного ценителя. Создал цикл «Музыка природы» — исполняет его на камнях, на автомобильных покрышках.

Я была на одном концерте. Исполняли знаменитую «Смерть и огонь» — произведение, в котором Тань сумел воспроизвести голоса потустороннего мира. В том числе – голоса мертвецов. Но это – для западного слушателя. Китайцы такого искусства не понимают.

Еще пример: китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй. Кстати, осенью повторил зажигательный танец южнокорейского рэпера PSY, чей хит Gangnam Style попал в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное видео в истории YouTube. Ай Вэйвэй организовывает выставки на Западе. Он против коммунистического общества. Запад его принимает, Китай — нет.

— Что лично тебя поражает в Китае?

— Контраст жизненных стандартов. Например, шикарный отель, построенный среди бараков. Домики склеены из полиэтиленовых мешков, пальмовых листьев. Детишки копошатся в лужах, женщины тут же стирают белье. Я беседовала с обитателями таких лачуг. Они счастливы. У них есть крыша и перспективы. Верят, что дети выучатся и не будут вести такой образ жизни.

Социальное расслоение огромно. Есть богатые и очень богатые. Есть средний класс. Много бедных и даже нищих. Но, по моим наблюдениям, у всех есть возможность жить и зарабатывать.

Я выбросила мусор. Есть человек, который сортирует мусор из нашего дома и вывозит его на районную свалку. Там мусор пересортировывают и направляют в приемные пункты. На следующей ступени все повторяется: мелкий бизнесмен забирает рассортированный и сконцентрированный в одном месте мусор. Везет его либо на крупную свалку, либо на переработку. Так на каждом этапе каждый получает вознаграждение.

В свое время великий реформатор Китая Дэн Сяопин сказал, что каждый следующий год люди будут жить лучше. Образно говоря, одежда у рядового китайца есть, он зарабатывает на телевизор.

— Как в современном Китае относятся к России вообще?

— Очень хорошо. К Владимиру Путину китайцы относятся прекрасно. Путин для них даже не друг, а брат. Так и говорят: «Россия и Китай – братья на века. Путин – замечательный. Стабильность – это заслуга Путина. И мы стремимся к стабильности».

Кстати, знаковый сигнал: активизируются отношения между правящими партиями Китая и России. Россиянам тоже интересно, как происходит смена власти в Китае. Есть признаки того, что Си Цзиньпин, следующий лидер китайской компартии, будет твердо настаивать на проведении политических и экономических реформ в стране.

Китайцы обожают российский балет. Кинематограф вызывает очень незначительный интерес. Любят Пушкина, увлеклись поэтами серебряного века – Ахматовой, Цветаевой, Пастернаком. В самом маленьком магазине всегда найдешь перевод русской литературы. Для сравнения: в большом книжном в Москве переводов с китайского в сотни раз меньше.

— Современная китайская культура становится таким же знаменитым брендом, как китайская экономика. В коротком интервью всех граней не затронешь, но, Юля, давайте попробуем буквально в двух словах рассказать о главных достижениях.

— Вслед за прославленными режиссером Чжаном Имоу и композитором Тань Дунем на культурный Олимп поднялся писатель Мо Янь, принявший из рук короля Швеции диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии по литературе. Первая нобелевская награда гражданина Китая поднимет авторитет современной китайской литературы в целом. Хотя не все эксперты согласны с решением Нобелевского комитета, расценившего «иллюзорный реализм» романа «Страна вина» как выдающийся вклад в мировую литературу.

В провинциальную прокуратуру приходит анонимка, в которой сообщается, что в одном уезде чиновники развлекаются пьянством, убийством грудных детей и каннибализмом. Следователь Дин едет разбираться, клевета это или нет. Таков вкратце сюжет нобелевского романа Мо Яня. Но «Страна вина» — не просто лихо закрученный детектив. Благодаря смешению жанров роман обретает черты блистательной фантасмагории, за которой легко угадывается едкая сатира на нравы современного китайского общества.

Читайте также:  Что по фэн шуй нужно иметь

Мо Янь пишет горькую правду о своей стране, о своем народе. Он прекрасный рассказчик. В его произведениях, изобилующих философскими притчами и меткими афоризмами, можно легко увидеть традиции китайской классической литературы. А с какой любовью он описывает свою землю и восторгается природой! Он любит свою страну, переживает за нее всерьез.

Кстати, переводчик Мо Яня на русский язык петербуржец Игорь Егоров подготовил к печати еще один известный роман этого автора — «Большая грудь, широкий зад» (丰乳肥臀). В обоих произведениях Егоров отмечает, прежде всего, необычный литературный стиль Мо Яня, который с легкостью переходит от реальности к фантастике и наоборот.

К слову сказать, в списке лауреатов Нобелевской премии по литературе, которая вручается с 1901 года, уже есть одно китайское имя. В 2000 году награды удостоен прозаик и драматург Гао Синцзянь, на тот момент имевший французский паспорт. В Китае книги Гао Синцзяня, рассказывавшие о тяготах и невзгодах «маленького человека», были запрещены с середины 80-х, а самого автора лишили китайского гражданства.

— Жители Поднебесной никогда не были равнодушными к русской литературе. Любопытно, этот массовый интерес жив?

— 2012 год был урожайным на переводы. Мне об этом рассказал китайский ученый-филолог Лю Вэньфэй. Вышли в свет 30-томное собрание сочинений Достоевского, подарочное издание «Войны и мира» Толстого, включающее киноверсию великого романа на DVD. Опубликованы произведения молодых российских авторов. Издано несколько научных монографий, в частности, по стилистике прозы постсоветского периода.

Удачным минувший год оказался и для самого Лю Вэньфэя. 1 декабря профессору Института зарубежной литературы АОН КНР в Санкт-Петербурге вручили престижную премию имени академика Лихачева. В номинации «За пропаганду историко-культурного наследия России» конкурировало полтора десятка русистов из разных стран.

Русскую литературу Лю Вэньфэй изучает и переводит на китайский язык уже более трех десятилетий. Благодаря его энтузиазму и переводческому таланту китайскому читателю стали доступны не только произведения русских классиков, но и книги Улицкой, Пелевина, Быкова.

Кстати, современные писатели из России каждый год становятся обладателями престижной в Китае литературной премии «Лучший зарубежный роман года». Лауреатами были Улицкая, Шишкин, Славникова, Владимир Сорокин. В числе наиболее популярных книг Лю Вэньфэй назвал мне повесть «Искренне ваш Шурик» Людмилы Улицкой — наглядное пособие неправильного женского воспитания молодого человека. И «Поколение П» Виктора Пелевина — историю деградации молодого человека из интеллигентной семьи на фоне экономических и политических реформ в России начала 90-х годов.

По мнению Лю Вэньфэя, современная литература России идет в ногу со временем, отражая изменения в обществе. Китайскому читателю это нравится.

Российская литература в последние годы претерпела значительные изменения, как в тематике, так и в языке. На первый план вышли социальные проблемы. Появилось много стилистических новшеств, которые, кстати, с трудом поддаются переводу. Возможно, поэтому три четверти переводимой в Китае иностранной литературы сегодня приходится на книги англоязычных авторов. Переводы с русского занимают около 10%. Остальное — с французского, японского, немецкого, испанского.

Вот любопытный исторический факт. В 50-годы профессору Института иностранной литературы Е Шуйфу за перевод «Молодой гвардии» Фадеева заплатили приличную сумму. На гонорар он купил особняк в центре Пекина. Сейчас переводчик за книгу получает те же деньги, что за два месяца преподавательской работы в университете. Переводить ради заработка невыгодно. Только из любви к России и литературе имеет смысл продолжать это дело.

Глава 9.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это факт появления выражения “фэн-шуй” намного позже того, как в общее употребление вошел сам метод. Сами эти слова фэн и шуй были впервые употреблены вместе в качестве технического выражения не в книге по строительству, а в руководстве по совершению похоронных ритуалов, классической “Книге захоронений” (“Цзан-шу”). Ее авторство приписывается историку Го Пу, жившему во времена династии Цзинь (276 — 324 н. э.). В ней в одном месте говорится:

    “Что касается могилы, пусть несет живое дыхание, ибо классики говорят, что ци рассеивается, когда встречается с ветром (фэн), и удерживается, когда встречается с водой (шуй). Древние могли собирать ее и предотвращать ее рассеивание, они умели направлять ее в нужную сторону и хранить ее в одном месте. И это было названо фэн-шуй.”

“Фэн-шуй иньских домов” — это применение принципов фэн-шуй к захоронениям: местам упокоения мертвых, а не живых. Этот pаздел фэн-шуй имел ограниченное влияние во времена династии Хань (206 до н. э. — 219 н. э.), но затем постепенно стал играть намного большую роль в семейных делах и структуре общества. Развиваясь, методы “иньских домов” постепенно были адаптиpованы для жилых и коммерческих зданий живых людей.

Самые ранние классические упоминания методик осмотра зданий, которые теперь признаются элементами фэн-шуй, досадно отpывочны и ограничиваются, как правило, ссылками на “темно-синий метод” или “метод Мастеpа-Синего Ворона”. Представляется вероятным, что это ссылки на один и тот же источник, поскольку в китайском языке слово “темно-синий” почти идентично слову “ворон”. Дpевние китайские картины изображают воронов трех видов, живущих на Солнце: черного, золотого и трехногого. В классической “Книге гор и pек” Синяя Птица (не Ворон) служит курьером между Желтым Императором и Королевой-Матерью Запада, двумя главными божествами ранней китайской мифологии.

Позднее, в более достоверной летописи “Весны и осени” (“Чунь цю”), записано, что при дворе Шао Хао собpание министров называли “Сто Птиц”, поскольку чиновникам присваивались птичьи имена как знак их ранга. Двое из этих министров назывались Мастеp-Синий Ворон (он занимался вопросами географии) и Мастеp-Синяя Птица (ведал вопросами астрономии и календаря). Становится очевидным, что в те древние времена науки-близнецы о Небе и Земле считались связанными друг с другом.

Окружающая среда и ориентация

Археологические раскопки на местах доисторических поселений показывают, что люди эпохи Яншао (эпоха пеpвобытных охотников, пеpеходящих к земледелию, ок. 5000 лет до н. э.) не только выбирали места с хорошей пахотной землей вблизи воды, но именно те места, где река раздваивалась или где в нее впадал приток. Поселения неизменно располагались на высоких местах с пологими склонами, где не было опасности наводнения. Поселения были обращены на Юг или Восток. В городище около Баньпо центральное здание, принадлежавшее, вероятно, вождю, или служившее церемониальным помещением, было обращено на Восток, тогда как все остальные дома выходили на Юг. Поселения были окружены рвом, за которым к северу или к югу от поселения располагалось кладбище.

Очевидно, ров служил четкой разделительной линией между местом живых и местом мертвых.

Корни наиболее эзотерических аспектов фэн-шуй лежат в бучжай, “прорицании для дома”, которое, в свою очередь, является результатом развития древних, но до сих пор существующих форм прорицания буши. Бу (скапулимантия) было формой прорицания, пpи которой панцирь черепахи или баранью лопатку жгли раскаленной иглой и рассматривали получавшийся узор из трещин. Пpи прорицании ши использовались стебли тысячелистника, а применяли его желающие получить консультацию у “Книги Перемен”.

Записано множество случаев обращения к буши для выбора правильного места и времени строительства. В результате сформировалась специализированная форма гадания буши, напpавленная на выбор площадок под застройку. На костях, которые использовались в прорицании задолго до рукописных свитков, записывали вопрос, ответ и дату, когда задавался вопрос. Например, на костях, датируемых эпохой династии Шан (ок. 2000 г. до н. э.1 ) имеется следующая запись:

    День I. Вопрос: Могу ли я строить в таком месте? Ответ: Благоприятно.
    День VI-4. Вопрос: Цаpь желает построить город. Дозволяется ли это? Ответ: Вдвойне благоприятно.

Среди туманных текстов “Книги Перемен” есть несколько примеров того, что было, возможно, ответами на “прорицание для дома” при выборе места строительства, направления, в котором следовало выбирать площадку, и благоприятного дня для начала строительства. Но при этом пpоpицание бучжай не давало рекомендаций по выбору строительного материала или способу строительства. Его роль была скорее духовной, чем практической.

Только во времена более подробных исторических летописей, в эпоху династии Хань, можно найти более конкретные советы, даваемые учителями искусства тугуйфа (Метод Символа Земли) и туйфа (Метод Пригодности Земли). Эти записи имели уже гораздо большее отношение к методикам обследования. В них учитывались такие конкретные детали, как наличие воды, напpавление потоков, состояние окружающих земель, включая тип почвы. Мастера бучжай взяли на вооружение эти исходные методы и придали им определенный уровень профессиональной достоверности. Туфаньши, “мастера земных направлений”, свели воедино знание геологии и астрономии для нахождения идеального расположения дома внутри городской черты, а мастера туйфа имели дело с местами за пределами городских стен и сосредоточили свое внимание на фермах, оградах и посадке фруктовых садов. Ода “Ду-Гун-Лю” в классической “Книге стихов” (составленной, как считают, Конфуцием) дает наглядный отчет о выборе и планировке участка в первом тысячелетии до нашей эры. В ней упоминаются ландшафт, состояние почвы, Инь и Ян, наличие воды и ориентация.

Другим историческим примером является перепланировка новой столицы князем Чжоу (Чжоу-гуном), почитаемым в качестве одного из автоpов “Книги Перемен”. Согласно официальным записям, князь Чжоу совеpшил прорицание (используя “Книгу Перемен”) и выбрал нужное место. На самом же деле один из его министров, Чжао, заранее обследовал место и выбрал подходящий участок на внутренней стороне изгиба реки Ло (что вполне в духе принципов фэн-шуй), после чего князь Чжоу совершил гадание по “Книге Перемен”. Развитие “научного” подхода к изучению земельных участков перевело мистические аспекты бучжай в подчиненное положение, но полностью они не были исключены никогда.

Процитируем еще раз классическую “Книгу стихов”:

    Когда созвездие Динь достигло высшей точки,
    Он приступил к возведению стен дворца Цзы.
    Он использовал Солнце вместо компаса,
    Чтобы построить залы для церемоний.
    Наконец задал он вопpос оракулу
    И получил благоприятный ответ.

Что особенно замечательно в этом отрывке, так это показанная в нем связь между сельским хозяйством, астрономией и домостроительством, сохранившаяся в языке даже три тысячи лет спустя. Определенное положение созвездия Динь указывало на начало времени года, когда сельскохозяйственные работы заканчивались, после чего рабочая сила могла быть использована в строительстве.

Династия Хань была свидетелем основания древней столицы Китая Чанъань, проторения Шелкового пути между Востоком и Западом и начала написания первой истории Китая великим астрологом Сыма Таном. Во время этого культурного расцвета при дворе императора У окрепла школа эзотерической философии. Новая наука была построена на концепции Пяти Элементов и теории Инь-Ян. Эти слова, первоначально означавшие “светлый” и “темный”, появлялись по отдельности на древних бронзовых церемониальных сосудах. В эпоху династии Чжоу (когда была создана “Книга Перемен”) Инь и Ян сыграли роль трамплина для новой философии.

В “Даодэ-цзине” Лао-Цзы утверждает:

    Все вещи несут в себе отрицательное, представляемое Инь, которое обращается в положительное, представляемое Ян. Оба они смешиваются, образуя ци.

Первое упоминание о Пяти Элементах появляется в “Шу-цзине” (“Книге истории”):

    Вода означает впитывание и нисхождение.
    Огонь означает яркое горение и восхождение.
    Дерево означает изогнутое и прямое.
    Металл податлив и тверд.
    Земля позволяет сеять и жать.
    Впитывание и нисхождение производит соленый вкус.
    Яркое горение и восхождение производит пряный вкус.
    Изогнутое и прямое производят кислый вкус.
    Податливое и твердое производит острый вкус.
    Посев и жатва производят сладость.

“И-Цзин”, книга, происхождение которой до сих пор покpыто тайной, является, несомненно, источником философии Восьми Триграмм, но триграммы появлялись на гадательных костях еще в доисторический период. Серьезные исследования по географии и топографии содержатся в широко известном “Искусстве войны” Сунь-цзы (V в. до н. э.) и “Гуань-цзы” (“Книге учителя Гуаня”), IV в. до н. э. В исторических трудах, начатых Сыма Таном во втором веке до н. э., а законченных его сыном Сыма Цянем (после ужасного наказания за то, что он осмелился выступить в поддержку несправедливо обиженного генерала), в биографических заметках есть упоминания о “Венах Земли”, занимающих центральное место в науке о фэн-шуй, а в наше время — и в родственной науке о геопатогенных зонах.

Но только после того, как конфуцианец Дун Чжуншу (II век до н. э.) соткал из этих концепций единую теорию, китайская философия совершила гигантский скачок и оказала глубочайшее влияние на развитие китайской культуры в целом и на практику фэн-шуй в частности.

Это случилось в то время, когда конфуцианство начало перерождаться. Сочинения Конфуция были мыслями и нравственной философией великого человека, но вместо этого на них стали смотреть как на творения, вдохновленные свыше. Теория Инь-Ян, пронизывающая весь “Даодэ-цзин”, и конфуцианские проповеди начали сливаться в непрерывно развивающуюся религиозную доктрину, впитавшую все философские учения, когда-либо входившие в моду. Хотя это привело к усвоению нежелательных суеверий, гадательные искусства всегда требовали тщательного наблюдения небесных и земных явлений, оказывая, таким образом, благотворное влияние на прогресс научных знаний.

Открытие магнитных свойств некоторых минералов привело к изобретению “повозки, устремленной на юг”, что было одним из цветистых названий для компаса. Благодаря этому четыре кардинальные направления были более точно разделены на двадцать четыре сектора, называемых сянь, т. е. “направления”. Позднее слово сянь было искажено и превратилось в шань — “гора”. С тех пор эти двадцать четыре направления известны в фэн-шуй как шань. Впоследствии развилась целая теория, направленная в буквальном смысле на поиск “гор” в окружающем ландшафте.

В эпоху династии Хань, примерно во времена начала христианской эры, уже существовали две книги по предмету, известному впоследствии как фэн-шуй. Одна из них была трактатом “Каньюй цзинь гуй” — “Золотое вместилище геомантии”, — который был так далек от понятий школьной географии, насколько это лишь возможно. Другой трактат, “Гун чжай ди син” (“Конфигурации земли для дворцов и жилищ”), рассматривал только фигуры и формы. Возможно, что на основе этих различных точек зрения наука фэн-шуй в конце концов разделилась на Школу Компаса и Школу Формы, хотя и та, и другая строят свои методы на основе Пяти Элементов. Хотя подлинные тексты этих двух произведений утрачены, в сохранившихся книгах есть несколько увлекательнейших ссылок на них. В нескольких случаях имеются цитаты, почти позволяющие реконструировать технику каньюй (геомантии, или фэн-шуй). Очевидно, что “Золотое вместилище геомантии” описывало календарные числа — такие, как числа дня и месяца, — а также течение Ян-ци и Инь-ци в определенные дни. При этом в других ссылках указывается, что учение каньюй не имело отношения к географии, а служило лишь пантеоном богов. Классический текст “Лунь хэн” (“Весы суждений”), датируемый первым веком нашей эры, утверждает:

    Существует метод стволов и ветвей 2 для выяснения того, какие дни хороши, а какие плохи. Но есть и другие духи, кроме духов календаря каньюй. Мудрецы древности никогда не говорили о них. Мы не знаем, существуют ли они на самом деле. Небесная Истина сокрыта от понимания, но простому человеку совсем не нужно знать ее.
Читайте также:  Анна барышникова фэн шуй

В священной книге “Чжоу ли” (“Чжоуские pитуалы” даже уделено место предположению, что имена духов каньюй изменялись от региона к региону. Существенным является, тем не менее, то, что узкое значение слова каньюй — “география” — было значительно расширено ради включения в него технических знаний о китайском календаре и астрономии, что связало, таким образом, Небеса с Землей.

Умение спланировать дом

Фактически все, что мы знаем об использовании фэн-шуй в повседневной жизни в Китае первого века, мы знаем благодаря Ван Чуну (27 — 97 гг.) и его книге “Весы суждений”. Он весьма критично относился к обычаям общества того времени, но, высмеивая их, он оставил очень полный отчет о практике, которая иначе была бы для нас утеряна. Он цитирует обширные пассажи из ныне утраченных книг, одна из которых, “Умение спланировать дом”, была бы важнейшим историческим свидетельством о фэн-шуй из всех, когда-либо написанных. Из его отчетов мы узнали о практике настройки дома на музыкальную тональность его обитателей.

    Дом, имя владельца которого содержит ноту шан (в западной системе — ), не должен быть обращен на юг, а дом человека, чье имя содержит ноту чжи (соль), не должен быть обращен на север, потому что звук шан принадлежит элементу Металл, а южное направление принадлежит Огню. Аналогично, нота цзи (соль) принадлежит Огню, а направление Север — Воде. Вода гасит Огонь, а Огонь плавит Металл. Отсюда следует, что дверь дома, принадлежащего человеку, чье имя не находится в гармонии, должна быть перенесена на другую сторону. Имея дом с гармоничной ориентацией, хозяин будет преуспевать, неподходящая же ориентация приведет к потере всего.
    1. Согласно общепpинятой истоpиогpафии, династия Шан началась несколько позже, в 1766 г. до н. э.
    2. То есть десяти и двенадцати циклических календаpных знаков. См. об этом подpобно в книге “Тpадиционный китайский календаpь и пpоpицательные системы”.

Назад | ДальшеДерек Уолтерс | HOME

Искусство Фен-Шуй

Фэн-Шуй – это древняя наука, которая зародилась в Китае более 3000 лет назад. В древности эти сокровенные знания были доступны только императору и хранились в тайне от простых людей.

Хранители тайны – Мастера Фэн-Шуй были уважаемыми метеорологами, астрономами и учеными, именно они отвечали за благоволение удачи и процветание Королевского двора.

Знания передавались из поколения в поколение, и с крайней осторожностью подбирались кандидаты, которые в последствии могли бы стать приемниками мастеров китайской философии.Постепенно это переросло в полноценную науку по изучению природной антропогенной среды.

В культуре древнего Китая было важно при построении зданий выбрать правильное размещение, и это касалось не только императорских дворцов, но так же и мест для захоронения.

Основано фен-шуй было на знании энергии Ци, благодаря чему мастера могли определить благоприятные и неблагоприятные места и направления.

Энергия Ци – это дыхание Жизни Вселенной, то благодаря чему мы живем. Она заполняет все пространства и частички нашего мира, поэтому правильное использование Ци имеет такое колоссальное влияние на жизнь человека.

К слову, в Индии люди также, как и в Китае люди наделены пониманием законов мира, только Ци индийцев – это прана.

На Востоке эти законы живут уже тысячи лет, наверно поэтому он в понимании нашего человека является кузницей духовно-развитых людей. И только совсем недавно эти основы стал познавать Запад, задыхающийся в плену своих мегаполисов, кто знает, может изучение законов мироздания и нас приведет к резкому скачку осознанности и духовному развитию общества. Фэн-Шуй это также и знание пяти природных элементов: дерево, огонь, земля, металл и вода .

Обращаясь к ним мастер по фен-шуй может наладить баланс энергии Ци в окружающей среде. Множество преимуществ есть у того, кто обладает знанием и принципами Вселенского энергетического потока.

Это возможность наладить здоровье, процветание и отношения с людьми. Жизнь как будто начинает течь в благоприятном направлении , и поэтому успех и удача не заставляют себя ждать. Фэн-Шуй в дословном переводе означает “ветер” и “вода”, наука изучающая природное и энергетическое влияние на жизнь человека.

Человек, использующий китайскую философию дома или на работе, зная основные ее принципы, непременно заметит положительные и изменения Баланс энергии Ци может смягчить негативные аспекты здоровья и помочь в скором выздоровлении . Что касается отношений, то дисбаланс энергии приводит к разлуке и одиночеству, изменить ситуацию может гармонизация пространства с помощью пяти основных элементов Фэн-Шуй.

Императоры в Древнем Китае благополучно использовали эту могущественную силу для привлечения богатства и власти. Для этого необходимо определить благоприятные участки помещения и использовать их с выгодой для себя.

Первое, что вы должны сделать, это очистить помещение от предметов, несущих в себе негативную энергию “Ша” , которая отрицательно сказывается на человеческой жизни.

Мертвые растения, сломанная мебель, картины, фотографии связанные с неприятными воспоминаниями и прочие предметы, в которых вы более не нуждаетесь которые необходимо удалить из вашей среды. Удостоверьтесь что ваша квартира полностью очищена от застойной энергии.

Но главное, это ваши собственные ощущения, в вашем жилище вы – господин , поэтому необходимо устроить все так, чтобы ни одна деталь не вызывала в вас негатива и дискомфорта, и только уют и гармония заполняли все окружающее пространство.

Традиционный Фэн-Шуй – это не множество безделушек, зеркал Багуа и прочих таинственных прелестей, это прежде всего естественные отношения человека со вселенной, жизнь в гармонии с ее порядком . Фэн-Шуй опирается на принципы Инь и Ян – баланс, гармония и взаимозависимость всех вещей.

Интересно! Ян представляет собой тепло, свет, рождение; а Инь – это холод и тьма. Ян поднимается на Востоке и достигает своего пика на Юге, Инь спускается на Западе и достигает максимума на Севере.

Здесь можно заметить аналогию в том, что Солнце встает на Востоке, далее наступает жаркий полдень, а садиться на Западе и вскоре наступает тьма. В Инь присутствует частичка Ян, которая может вскоре зародиться, и наоборот. Это знание может быть применено к времени, к временам года, направлениям и многим другим циклам перемен. Инь и Ян – это ключ к пониманию этой древней философии .

Также у китайцев есть и такое понятие как Восемь Триграмм – это аналитическая основа фэн-шуй.

Триграмма – это изображение одного из восьми направлений , учитывая которые, можно благоприятным образом спроектировать свое жилье либо офис. Многие современные люди прислушиваются к Фэн-Шуй, но вполне неосознанно. Ибо все мы знаем, что нельзя находиться напротив острых углов, да и в принципе в обстановке помещения не стоит ими злоупотреблять, также и нежелательно нахождение рядом с домом линии электропередач, шоссе либо строек, т.к. в последствие это может негативно сказаться на вашей жизни.

Поэтому ликвидация “Ша” – негативной энергии, это первое. чему стоит уделить внимание. Некоторые люди полагают, что Фен-Шуй – это религия, которая противоречит их религиозным взглядам. Однако предположение это неверно. Китайская геомантия не является продуктом какой-либо религиозной системы убеждений

Она скорее основана на наборе определенных расчетов, где рассматриваются четыре аспекта: построение,время, окружающая среда и человек. Большинство информации и книг по фэн-шуй содержат лишь обзор двух аспектов: устроение зданий (ориентация имущества в пространстве) и окружающую среду.

Фэн-Шуй – это наука, которая основана на вычислениях, логике и законах Вселенной . Истинный мастер, посвятивший долгие годы своей жизнь этой философии, в первую очередь будет смотреть на человека, дабы определить какой именно аспект жизни его тяготит, и лишь затем будет устранять причину.

Однако, даже простому человеку доступны многие знания, применив которые он сможет достичь успеха, здоровья, благополучия, любви и счастья. Фэн-Шуй как волшебная палочка и в руках искусного волшебника она становится великой силой!

Фен-шуй

Наша Вселенная является гигантским энергетическим пространством, в котором происходит непрекращающаяся циркуляция и взаимодействия между потоками энергии, из-за чего в нашем мире возникают различные перемены. Жизнь человека отмеряется понятиями пространства и времени.

Человек ежедневно движется в пространстве и во времени и очень хочет достичь состояния радости, наслаждения, благополучия, здоровья и успеха. Согласно мнению древних восточных мудрецов залогом успеха является выполнение разумных деяний в пространстве, которые совершаются в нужное время, а также согласуются с энергетическими потоками, образующими нашу реальность.

А фэн-шуй выступает древнекитайским учением про влияние энергетических потоков на жизнь человека, его здоровье, успех и богатство. Детальнее о нём мы расскажем вам дальше.

Что такое фен шуй на самом деле

Основу науки фэн-шуй составляет знание про божественную энергию Ци, дарующую жизнь всему на нашей земле. Энергия Ци встречается под различными обозначениями: под понятием «духа», «дыхания», «жизнеспособности» и «энергии жизни». А соответственно выходит, что Ци является жизненной силой, проходящей сквозь все живые вещи и дарующей им энергию и движение.

Если переводить дословно слово фэн-шуй на русский язык, оно будет обозначаться как «ветер-вода».

Народная китайская медицина утверждает, что энергия Ци протекает сквозь все меридианы (или Нади) человеческого организма. Меридианы разносят жизненную силу по всем внутренним органам и частям тела. А о том, насколько человек здоров можно судить по его энергетическому состоянию.

При этом все составляющие организма, представленные в виде крови, лимфы, нервных клеток, а также мускулатуры и костей скелета вторичны относительно энергии Ци и работают исключительно благодаря ей.

Подобно тому, как энергия Ци течёт по организму, она распределена и по всему земному шару. Меридианы энергии земли носят название «драконовых жил». В местах близкого расположения энергии Ци к земной поверхности, наблюдается высокая плодородность почвы, она изобилует растениями и очень богата, точно так же происходит и наоборот — в областях, где чувствуется нехватка энергии Ци земля слишком суха, на ней ничего не произрастает.

Фэн-шуй в качестве искусства или учения представляет собой методику культивации энергию Ци, а также улучшения ее качества (позволяет гармонизировать, усилить, устранить негативные аспекты).

Энергия Ци распространена абсолютно по всем предметам и явлениям и оказывает на них очень мощное воздействие. Эта энергия воздействует как на конкретных личностей, так и на всю планету в общем. Наука фэн-шуй призвана научить людей, как гармонично наполнять свою жизнь энергией Ци, приводя тем самым свою жизнь и окружающую действительность в полный порядок.

Нужно сразу заметить, что настоящий фэн-шуй — это вовсе не разные рецепты, приметы и суеверия, которые могут привести к процветанию. Фэн-шуй в действительности является учением про живые потоки Вселенной, соблюдая законы которых человек становится здоровым, счастливым и успешным.

Чтобы объяснить это более подробно, нужно упомянуть о следующих популярных понятиях: «хороших местах», «благоприятном времени для совершения разных начинаний», которые активно используются в фен шуе. Причём они могут относиться и к выбору работы, и к заключению важных договорённостей, покупке недвижимости, заключении брачного союза, появлению на свет ребенка и так далее. С помощью фэн-шуй человек получает возможность анализа ситуации в пространственно-временных рамкам, что помогает легко достигать успеха в разных сферах жизни.

Основу философии фэн шуй составляют даосские принципы, возникшие примерно между шестым и пятым веками до нашей эры. Их разработал знаменитый китайский мыслитель Лао цзы. Именно он первым начал говорить про единое начало всего сущего на нашей планете, а также раскрыл людям концепцию энергии Инь и Янь, поведал про энергию Ци, открыл особенности взаимосвязи человека и Вселенной, основанные на энергетическом обмене.

Люди, практикующие фэн-шуй, обретают возможность почувствовать чистую божественную энергию Ци. Когда они перестают быть привязаны к внешним проявлениям себя, то начинают чувствовать величайшую связь между всеми явлениями на Земле и потоками энергии Ци.

Даосское учение гласит, что фэн-шуй предполагает использование специальных схем и моделей бытия с целью постичь причинно-следственную связь между всем, происходящим в нашем мире. Постигнув искусство фэн-шуй человек обретает способность стать по-настоящему счастливым, спокойным, гармоничным и наслаждаться жизнью во всех её аспектах.

5 рекомендаций для новичков фэн-шуй

Приходили ли вам когда-то в голову мысли заняться благоустройством своего жилища согласно искусству фэн-шуй? Наверное, вы не один раз слышали от других людей, что они использовали ту либо иную технику фэн-шуй (к примеру, изменили планировку своего дома или приобрели специальный талисман и так далее) и смогли этими действиями значительно улучшить свою жизнь.

Для того, чтобы начать в полной мере использовать науку фэн-шуй, потребуется некоторая подготовка, но также существуют различные подсказки, выполняя которые даже новичок сможет испробовать эту замечательную методику на практике. Рекомендуем вам попробовать самые простые основы фэн-шуй и вы очень скоро увидите изменения своей жизни в лучшую сторону.

  • Первая рекомендация. Имеет самое большое значение и говорит о том, что нужно обязательно устранить любой беспорядок вокруг себя. Не секрет, что в чистых домах и мыслится совершенно по-другому. Когда человек не отвлекается на ненужные вещи ему намного проще принять верное решение. А вот что фэн-шуй строго запрещает — так это хранить старые вещи, подарки, которые напоминают вам про события прошлого (зачастую не самые приятные). Они показывают, что вы до сих пор не смогли закрыть этот этап своей жизни и вынужденны проживать его снова и снова.

  • Вторая рекомендация. Она касается правильного расположения вещей в жилище. Конечно, универсальная «таблетка» в этом случае отсутствует, так как все ситуации и дома разные. Даже в случае одинаковой планировки домов они будут различаться по своему расположению по сторонам света. Если вы хотите сделать свое жилище максимально гармоничным, стоит обратиться за помощью к эксперту фэн-шуй. В качестве альтернативы вы можете самостоятельно изучить это древнее знание.
  • Третья рекомендация. В искусстве фэн-шуй отдельная роль уделяется украшениям и правильным изображениям на стенах жилья. Здесь всё просто: окружив себя изображениями агрессии, страданий, боли, злости, человек не сможет мыслить положительно. Поэтому устраняйте из своего дома любой негатив и собирайте те предметы, которые транслируют позитивную энергию.
  • Четвертая рекомендация. Важно, чтобы каждую комнату в доме использовали правильно. К примеру, спальня должна отличаться уютной атмосферой, способствующей спокойному сну. Стоит отказаться в спальне от телевизора, ярких цветов, узких проходов, так как всё это нарушит сон человека.
  • Пятая рекомендация. И в завершении помните о правильном значении цветов согласно искусства фэн-шуй. Используя правильные цвета, вы сможете сбалансировать энергию Инь и Янь в своём жилище.

Искусство фэн-шуй очень древнее и очень интересное, на сегодняшний день оно пользуется повышенной популярностью в отечественных странах. Если вы также мечтаете о положительных изменениях в своей жизни, рискните обратиться за помощью к этой науке, Но главное обязательно соблюдайте все ее правила.

В завершение просмотрите интересный тематический видео-материал:

Ссылка на основную публикацию