Все по фэн шуй строго по законам хаммурапи

20 главных правил фен-шуй для дома

Соблюдая советы фен-шуй, у вас получится создать благоприятную атмосферу в доме, ощущать постоянный прилив сил и жизненной энергии.

Избавляемся от ненужных вещей

Согласно фен-шуй, прежде чем наполнить дом положительной энергией, необходимо избавиться от негатива. Для этого достаточно пересмотреть домашние предметы, которые вы давно не используете в обиходе. Избавившись от ненужного хлама, вы освобождаете путь для новой энергии, которая принесет удачу и достаток.

Очищенная по фен-шуй гостиная

Чистота в доме

От чистоты и обстановки в доме зависят ваши отношения и взаимопонимание между членами семьи. Регулярно устраивайте генеральные уборки, очищая от пилы и грязи самые труднодоступные места в доме. Считается, что именно там скапливается вся негативная энергия.

Защита от негатива

Для защиты вашего дома от негатива, нужно повесить напротив входной двери зеркало. Желательно, чтобы этот предмет был круглой или восьмиугольной формы. Как утверждает фен-шуй, зеркальное отражение способно предотвратить распространение отрицательной энергетики от вошедшего гостя.

Восьмиугольное зеркало фен-шуй

Расширяем пространство комнат

Громоздкая мебель не только визуально уменьшает квартиру, но и по правилам фен-шуй она плохо влияет на семейное благополучие и успех всех членов семьи. Обустраивая комнаты, позаботьтесь о том, чтобы одна-две стены оставались не заставленными шкафом, тумбами и другими предметами мебели.

Винтажность и антиквариат

Фен-шуй предупреждает поклонников винтажной мебели и других предметов старины, что эти вещи могут принести негативную энергию предыдущих хозяев. Поэтому, прежде чем наполнять квартиру такими предметами, поинтересуйтесь в антикварной лавке про их историю.

Правило для входной двери

В фен-шуй существует поверье, что финансовый успех приходит в дом через входную дверь. Чтобы не чувствовать денежного недостатка, нужно чтобы эта дверь была изготовлена из дерева. Но если уже установлена металлическая, то необходимо повесить посередине любые деревянные аксессуары.

Значение входных дверей по фен-шуй

Освещение в доме

Немаловажным аспектом для привлечения удачи в дом является освещение. Если у вас большие окна, то не нужно их днем закрывать шторами или жалюзи. Пусть лучи света проникнут в ваше жилище и наполнят помещение позитивной энергией. В вечернее время нужно позаботиться про искусственное освещение. Светильники должны висеть не только в жилых комнатах, но с внешней стороны входной двери.

Солнечная комната отдыха

Спальня

Фен-шуй большое внимание уделяет той комнате, где вы спите. В спальне кровать должна стоять изголовьем к стене. Избегайте варианта расположения спального места возле окна, так как открывающееся перед вами пространство лишает уверенности в сложных ситуациях. Кроме того, правила фен-шуй строго запрещают покупать не новую кровать. Спальное место должно иметь исключительно единственного хозяина.

Идеальная спальня по фен-шуй

Расположение окон

Считается, что если окно располагается сразу напротив двери, то положительная энергия не задерживается в вашем доме. Чтобы исправить эту ситуацию, фен-шуй советует на подоконнике поставить комнатные растения. Желательно отдать предпочтение крупнолистным цветам, например, фикусу или толстянке. Такой простой способ позволит удерживать хорошую энергетику в доме.

Домашняя флора, соответсвующая правилам фен-шуй

Обеденная зона

На кухне или в гостиной, где вы часто накрываете стол, когда принимаете гостей, должно висеть зеркало. Согласно фен-шуй, зеркало способно удваивать положительную энергетику. Зеркальное отражение будет удваивать не только достаток на вашем столе, но и финансы.

Обеденная зона с зеркалом

Посуда

Чтобы в семье не случилось недомолвок и разногласий, запрещается хранить в доме битую посуду. Если случилось так, что ваша чашка упала и разбилась, то нужно от нее избавиться. Как бы дорог не был вам этот предмет, но трещины на посуде проецируются на семейные отношения.

Предметы обихода

Фен-шуй утверждает, что неработающих и сломанных предметов в доме не должно быть. Чтобы в вашей жизни не происходили казусы, а успех и удача стали постоянными спутниками, необходимо следить за исправностью всех предметов, которыми наполнена квартира. Если сгорела лампочка, замените ее новой, а неисправные часы срочно отремонтируйте.

Распределение комнат между членами семьи

Правила фен-шуй гласят, что самая большая комната в доме должна принадлежать главному кормильцу в семье. Благодаря такому распределению происходит создание баланса во взаимопонимании между всеми членами семьи.

Комнатные растения

Предписания фун-шуй большое внимание уделяют растениям, которые находятся в вашем доме. Если растение здоровое и с крупными листьями, то оно будет способствовать укреплению и вашего самочувствия. Заметив, что цветы начали увядать без особой причины, нужно срочно обратить внимание на свое здоровье. В такой способ растения указывают на внутренние недомогания хозяина квартиры. Также важно воздержаться от цветов семейства кактусовых. Колючки и острые листья будут препятствовать остановке вашего карьерного и духовного роста.

Фотографии

Правила фен-шуй утверждают, что в комнатах должны располагаться фотографии только тех людей, которые там проживают. Не рекомендовано размещать фото дальних родственников. Чтобы создать благоприятную обстановку в семейных отношениях, необходимо в спальне размещать романтичные и памятные фотографии влюбленной пары.

Запахи в квартире

Согласно фен-шуй, в квартире должно пахнуть свежестью и эфирными маслами. Такая ароматерапия благоприятно действует на весь организм, заряжает энергией и позитивом на целый день. Также полезным будет распыление ароматов лаванды, лимонника, мяты или розмарина.

Взаимоотношения в семье

Фен-шуй уделяет внимание не только дополнительной атрибутике, которая способна нормализовать отношения в семье. С помощью простых правил, запрещающих скандалы, ссоры, повышение голоса, получиться достичь гармонии и умиротворенности.

Перемены в доме

Считается, что решив кардинально поменять обстановку в доме, вы можете внести новые события в свою судьбу. Именно это и настораживает приверженцев фен-шуй, так как новшества могут быть, как хорошими, так и плохими. Поэтому нужно воздержаться от резких перемен. Все должно быть плавно и размеренно, чтобы положительная энергетика смогла адаптироваться.

Привлечение денег

Северная часть квартиры – это секция, отвечающая за удачу в карьере и финансах. Поэтому именно в этой зоне необходимо расположить аквариум с маленькими золотыми рыбками. Кроме того, благоприятным обитателем аквариума станет также черепаха. В фен-шуй – это самый мощный знак, символизирующий удачу и везение.

Аквариум с вуалехвостами

Карьерные успехи

Для привлечения успеха в работе, бизнесе необходимо наполнить квартиру приятными мелодиями колокольчиков или музыкой ветра. Но не стоит выполнять эти ритуалы фен-шуй в спальне или на кухне. Усиленный поток благоприятной энергетики для карьеры будет исходить из гостиной или прихожей.

Законы фэн-шуй: как правильно размещать статуэтки в квартире

Учимся привлекать удачу и сохранять благополучие.

Если в вашем доме есть статуэтки фэн-шуй — фигурка Будды, трехлапая жаба, слон — значит, вы верите в то, что они помогают привлечь удачу и богатство. А знаете ли вы, что эти статуэтки направляют положительную энергию в нужное русло лишь в том случае, если стоят в определенной комнате и в правильном месте? О какой комнате и о каком месте идет речь? Давайте разбираться.

Несколько слов об учении фэн-шуй

Древнее китайское учение фэн-шуй возникло более 5 тысяч лет назад. В его основе лежат принципы даосизма, разработанные мыслителем Лао Цзы. Если говорить упрощенно, то фен-шуй учит находить гармонию между мужской энергией (ян), женской (инь) и пятью элементами (огнем, деревом, водой, землей и металлом).

Изменить жизнь в лучшую сторону, опираясь на древнее китайское учение сможет, пожалуй, только опытный фэншуист. Тем же, кто только начал постигать тайны этого искусства или не желает вникать в его тонкости, рекомендуют соблюдать следующие нехитрые правила:

всегда содержать дом в чистоте;

каждую комнату использовать по назначению (например, спальня не должна быть одновременно рабочим кабинетом);

правильно подбирать цвет для каждой комнаты;

окружать себя изображениями и предметами, несущими позитив;

правильно располагать предметы в доме.

Эксперты фэн-шуй делят дом на 9 секторов в зависимости от разных сторон света, приписывая каждому определенный цвет, элемент, указывая, за какую жизненную сферу этот спектор отвечает. На основе этих утверждений дизайнеры и декораторы могут подобрать цвет интерьера и аксессуары.

Довольно часто европейцы обращаются к учению фэн-шуй, когда у них возникает сильное желание защитить себя от козней недоброжелателей, прилечь в свою жизнь большие деньги, удачу, семейное благополучие. С этой целью они покупают статуэтки фэн-шуй. Большой популярностью в разных европейских странах пользуются фигурки Будды, трехлапая жаба и слон. И далее мы расскажем, куда их лучше ставить, чтобы позитивные изменения в вашей жизни не заставили себя долго ждать.

Выбираем место для статуи Будды

Согласно учению фэн-шуй, уменьшенная копия статуи Будды помогает создать в доме спокойную уютную атмосферу. Она привлекает положительное и отталкивает отрицательное. Для этого статуэтку размещают в гостиной напротив входной двери. Фигурка Будды не должна стоять на полу или низком стуле. Лучше — на полке или в шкафу, на высоте не менее полуметра от пола.

Эта статуэтка помогает школьникам и студентам достичь больших успехов в получении фундаментальных знаний. Но помогает в том случае, если стоит на полке. При этом ребенок должен видеть ее каждый раз, когда занимается, сидя за своим письменным столом. Если бизнесмен желает, чтобы его дела шли в гору, фигурку Будды нужно поставить на рабочем столе или рядом с ним.

В специализированных магазинах, в сувенирных лавках вы найдете множество различных статуэток Будды. В этом многообразии недолго потеряться. Выбирайте смеющегося Будду. Точно не ошибетесь.

Правильно размещаем трехлапую жабу

Статуэтка в виде трехлапой жабы считается мощным оберегом, который способен притягивать для своего владельца большие богатства и оберегать от неразумных трат. Обычно она «сидит» на горе монет и еще одну, с иероглифами, держит во рту.

Почему жаба выглядит именно так, рассказывают древние легенды. По одной из них, Будда превратил в жабу очень скупого человека, который проглотил свое богатство, чтобы оно не досталось другим. По другой, Будда наказал злобную жабу: оставил ей только три лапки и заставил служить людям. Теперь она приходит к ним в полнолуние и притягивает материальное благополучие.

Жаба должна быть непременного зеленого цвета (цвет денег) или желтого (цвет золота). Монета из ее рта должна легко вытаскиваться. Если попытаетесь ее приклеить, чтобы не потерялась, жаба перестанет «работать».

Такую статуэтку нельзя ставить в южной части дома (квартиры), в спальне или на кухне. Можно в левой части рабочего стола. Лучше в гостиной на уровне глаз, желательно спиной к окну и слева от входной двери (по диагональной линии, ни в коем случае не напротив). Вы усилите магические свойства талисмана, если поставите трехлапую жабу возле фонтана или аквариума. Она не любит огонь (южная часть дома, кухня) и любит воду (северная часть дома, отвечающая за карьеру).

Запоминаем способности слона

Фэншуисты уверяют, слон — это символ мудрости, долголетия, стабильности, процветания во всех сферах. Этот оберег вы можете размещать в любой части дома и в любой комнате, в зависимости от того, каких изменений вы ждете. Но предпочтение лучше отдавать юго-востоку и северо-западу.

Поставьте двух слонов в прихожей, по обе стороны от входной двери. Так вы убережете свой дом от недобрых людей.

Две фигурки слонов в спальне на прикроватной тумбочке помогут одиноким найти вторую половину, супругам — наладить взаимоотношения. Три фигурки помогут бездетной женщине стать мамой.

Слон в детской комнате, на письменном столе, поможет вашему ребенку лучше учиться, стать более усидчивым.

Три или семь фигурок слонов в гостиной будут «охранять» семейное благополучие, уберегут от частых ссор и разлада в семье.

Белый слон с поднятым хоботом привлекает удачу и семейное благополучие. Его принято ставить на подоконник хоботом к окну и разворачивать хоботом в комнату после того, как делай пойдут в гору.

Читайте также:  Водопад в саду по фэн шуй

В магазинах вы можете увидеть и фигурку слона с опущенным хоботом. Что означает эта статуэтка фэн-шуй? У нее двоякое значение: материнство и депрессия. Неизвестно, что именно она может привлечь, поэтому ее лучше не приносить в дом.

Слона рекомендуют ставить на яркую ткань или салфетку и украшать изделиями из драгоценных металлов. Не стоит заставлять дом этими статуэтками, стремясь воздействовать сразу на все сферы. Так вы добьетесь обратного, отрицательного, эффекта.

Учение фэн-шуй рекомендует активировать талисманы, чтобы они начали «работать». Для этого, например, в рот трехлапой жабе кладут денежную купюру, а слона украшают драгоценностями из благородных металлов. А еще полезно разговаривать с этими оберегами, рассказывать им о своих желаниях, планах и обязательно ухаживать за ними. Они не должны покрываться толстым слоем пыли.

Верить китайскому учению фэн-шуй или нет, каждый для себя решает сам. Но если решите украсить свой дом в азиатском стиле (загляните сюда, чтобы узнать особенности японского стиля в интерьере), не забывайте и про аксессуары в виде нэцкэ. Они придадут изюминку вашей комнате, гармонично дополнят созданный образ.

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

Законы Хаммурапи, видео

Все по фэн шуй строго по законам хаммурапи

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”, а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов,

Источниками при составлении сборника послужили:

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

· продавцом мог быть только собственник вещи;

· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Читайте также:  Фэн шуй фук лук сау

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

· смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол;

· членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством – например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история. Кодекс законов царя Хаммурапи

С появлением первых государств возникла необходимость в регулировании общественной жизни в стране, и вскоре начали появляться первые своды законов. Они регулировали права и обязанности граждан, их социальное положение и статус в обществе. Одним из древнейших сводов законов является Кодекс Хаммурапи. Этот ценный исторический источник поражает исследователей своей уникальностью и скрупулёзным подходом к рассмотрению каждой правовой ситуации. Данная статья посвящена обстоятельствам находки Кодекса, истории его составления и основным моментам его содержания.

Открытие Кодекса

Первая находка датирована 1853 годом. Это была найденная английским исследователем Остином Лейардом глиняная табличка с именем царя. В дальнейшем ученым, которые занимались археологическими раскопками в Месопотамии, таблички с именем царя Хаммурапи стали попадаться все чаще. Согласно множеству найденных источников, царь Вавилона вел активную хозяйственную деятельность в стране, он издавал указы о строительстве новых храмов, об организации ирригационных работ на плодородных землях. Также осуществлял правовую деятельность, в частности вел борьбу со взяточниками и казнокрадами и прочими недобросовестными чиновниками. На основании данных мероприятий исследователи сделали предположение, что в Вавилоне существовала некая законодательная база, на которую и опирался Хаммурапи. После обнаружения в середине 19 века в библиотеке Ашшурбанипала глиняных табличек, на которых содержались фрагменты законов, ученые предположили, что Ашшурбананипал и являлся автором этих законов. Первым ученым, который за три года до открытия стелы предположил, что сия заслуга принадлежит Хаммурапи, являлся Фдридрих Делич.

После выдвижения предположения о существовании единого свода законов на территории Месопотамии начала собираться экспедиция на раскопки. После разрешения персидского шаха французская экспедиция в 1987 году во главе с Жаком Морганом отправилась на северо-восток от Вавилона, на предполагаемое место расположения древнего государства Элама. В ходе раскопок были найдены самые разные артефакты – от табличек с клинописными надписями до многочисленных военных трофеев, захваченных в битвах эламитов с вавилонянами. В конце 1901 года Густавом Жекье был обнаружен довольно большой фрагмент черного камня с надписями. Вскоре в процессе дальнейших раскопок на данном месте были обнаружены еще два осколка. Соединив эти три обломка, получили стелу с надписями, которая, вероятно, стала военной добычей эламитов после нападения на Вавилон. В дальнейшем стела была привезена во Францию в Лувр, где ее изучением занялся известный ученый-ассириолог Жан Шейл.

Переводы Законов Хаммурапи

Уже в 1902 году Жан Шейл опубликовал в своем труде «Записки о персидской миссии» текст законов на аккадском языке и его перевод на французском. В дальнейшем текст Кодекса стал переводиться на многие европейские языки. Так, уже в конце 1902 года германские ученые Винклер и Мюллер опубликовали текст стелы на немецком. В 1903 году Законы Хаммурапи стали доступны на английском и итальянском языках. В России перевод был сделан в 1904 году Лопухиным, правда, только с европейского языка. Перевод на русский с оригинального текста был совершен историком Дьяконовым только в 1914 году. Всего же в 20 веке было сделано более тридцати переводов текста законов Хаммурапи на разные языки мира.

Личность царя Хаммурапи

Вавилонский царь Хаммурапи правил приблизительно с 1793 по 1750 год до н. э. Первые годы своего правления он посвятил внутренней политике, в частности реконструкции и строительству храмов, крепостей. А также орошению каналов: по его приказу происходило сооружение новых каналов и очищение старых. После решения внутренних проблем царь Хаммурапи начал политику по расширению Вавилона. Так, в 1787 году им были захвачены важнейшие города Исин и Урук, в 1781 году был присоединён Рапикум. После длительной подготовки в 1764 году им были присоединены все земли Нижней Месопотамии, а в 1756 году под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но большего всего царь Хаммурапи прославился как законодатель, а точнее, автор свода законов, которые регламентировали общественную жизнь населения Вавилона. В итоге за годы правления Хаммурапи Вавилон достиг небывалого могущества, в стране произошел экономический рост, развитие частной собственности и торговли. А также произошла централизация государства и укрепление царской власти.

Особенности монумента с текстом законов

Текст с законами царя Хаммурапи высечен на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита. Высота монумента составляет 225 см, ширина – от 165 см на вершине до 190 см в основании, масса же составляет 4 тонны.

Существует несколько версий относительно точной даты создания данной стелы: одни исследователи делают предположение о 2000 годах до н. э, другие временем создания памятника называют 2225 год до нашей эры. На данный момент современные ученые делают вывод, что свод законов был составлен не ранее чем на 35-40 году правления Хаммурапи. Таким образом, исследователи полагают, что монумент был создан в промежутке между 1755 и 1752 годами до н. э. незадолго до смерти вавилонского царя.

Первоначальное расположение монумента с Кодексом Хаммурапи в Древнем Вавилоне вызывает ожесточенные споры, так как само содержание текста памятника противоречиво. Так, в начале местом нахождения памятника упоминается храм Эсагила, расположенный в Вавилоне, но уже в конце Кодекса упоминается другое место, а именно храм Эбаббара. Ученые объясняют эту нестыковку тем обстоятельством, что существовало несколько копий стелы с текстом законов, которые устанавливали в разных городах Вавилона. Найденный Морганом монумент являлся копией памятника, стоявшего в Эсагиле приблизительно в 1155 году до н. э. В результате набега на Вавилон правителя царства Элам монумент оказался в Сузах в качестве трофея. И в 1902 году Морган нашел в ходе раскопок этот монумент в сокровищнице правителя Элама. По всей видимости, он хотел стереть надписи с монумента, так как уничтожено несколько строк, и начертать на нем новые, но его смерть предотвратила уничтожение памятника, и он дошел до наших дней в хорошем состоянии. Сейчас данный монумент находится в Париже в музее Лувра, и его может увидеть каждый желающий. А сейчас стоит дать общую характеристику Кодекса царя Хаммурапи.

Общая характеристика кодекса

Какую можно дать общую характеристику Кодексу Хаммурапи? Он представляет собой древнейший памятник права в мире. Текст законов начертан в виде клинописи на аккадском языке и высечен на каменной стеле. Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. В целом при составлении законов Хаммурапи и его помощники опирались на многовековой опыт законодательной базы древних шумеров и аккадцев. Кодекс законов царя Хаммурапи – это результат серьезных правовых преобразований, которые были вызваны необходимостью унификации и дополнения существующих норм поведения, которые берут начало еще с первобытных времен. Несмотря на то что данные законы были созданы в жестокие времена, они все же довольно продуманы и логичны, хотя и отличаются чрезмерной жестокостью наказаний за различные нарушения. Кроме того, характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект. В целом система законов, созданная вавилонским царем, была самой передовой не только на Древнем Востоке, но и в мире, и оставалось такой вплоть до времен Римской империи.

Особенности текста Законов Хаммурапи

Современными исследователями свод законов (кодекс) Хаммурапи принято условно делить на 282 параграфа, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством, охраной частного и государственного имущества, брачно-семейными отношениями, а также с уголовным правом. Первая разбивка законов Хаммурапи на 282 параграфа была произведена Шейлем для удобства работы с текстом, так как законы и постановления в Кодексе не пронумерованы.

Особенностью текста на стеле является то обстоятельство, что его фиксировали различными способами. Так, на монументе использовалась более ранняя традиция начертания клинописи, по которой слова и выражения отделялись вертикальными столбцами и клетками. Также на данном памятнике использовалась другая манера письма, по которой на лицевом обороте знаки писались слева направо, а на обратной стороне – наоборот. В первоначальном варианте на стеле находилось всего 49 столбцов, из которых лицевая сторона содержала 21 столбец, а оборотная, соответственно, 28. До наших дней на лицевой стороне сохранилось 19 столбцов со 1112 строками, обратная сторона практически уцелела полностью: 28 столбцов и 2523 строки. Таким образом, в первозданном виде сохранилось 3638 строк, доступных исследователям.

Само расположение текста на монументе довольно трудно для прочтения, так как необходимо было неестественно поворачивать голову, дабы прочесть то, что там написано. Вероятно, подобные монументы ставились не для ознакомления жителей с новыми законами, а для того, чтобы известить об их появлении, а сам текст в более доступном виде воспроизводился на глиняных табличках.

Кодекс Хаммурапи и его содержание

Как было указано выше, текст законов Хаммурапи принято делить на 282 параграфа, которые, в свою очередь, можно разбить на три объёмных блока:

  • законы и постановления, которые касаются имущественных отношений;
  • законы и постановления, касающихся семейных отношений и наследования;
  • уголовные преступления против личности, государства и царя.

Имущественные отношения по Кодексу

Постановления царя Хаммурапи, которые касались имущественных отношений, были направлены на защиту частной, общественной и государственной собственности. Однако приоритет отдавался в большей степени государственной, кроме того, вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства, а общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей. Также, согласно Закону, землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно). За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Хотя необходимо отметить, что в Кодексе Хаммурапи нашли свое отражение и прогрессивные элементы, например, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет.

Читайте также:  Фэн шуй тела человека

Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное. Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество.

Уголовные преступления против личности, государства и царя

За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.

Значение открытия Кодекса

Открытие Кодекса царя Хаммурапи имело огромное значение. Многие исследователи называют его важнейшим памятником, помогающим в изучении не только Древнего Востока, но и истории всего мира. Законы Хаммурапи не открывают исследователям ценные сведения о процессах, происходивших в древневосточном обществе (экономике, праве, культуре) – они также послужили серьёзным толчком к изучению клинописных иероглифов. Изучению Кодекса Хаммурапи посвятили свою жизнь такие ученые, как Й. Коллер, А. Унгнад, Ф. Пайзер, которые в 1923 году опубликовали на основе изучения памятника работу Hammurabis Gesetz, вышедшую в шести томах. В 1955 году английскими учеными была опубликована работа The Babylonian Laws, посвященная Законам Хаммурапи, с комментариями авторов.

Таким образом, можно утверждать, что Кодекс Хаммурапи, кратко о котором было рассказано в статье, был составлен по поручению вавилонского царя Хаммурапи в промежутке между 1755 и 1752 гг. до н. э., что позволяет отнести его к древнейшим из найденных правовых памятников в мире. Текст законов был высечен на каменной стеле высотой более двух метров, которая была найдена археологом Г. Жекье в 1902 году. Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Текст Законов современными исследователями делится на 282 параграфа, которые содержат ценнейшие сведения об организации судопроизводства, охране различных форм собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве на Древнем Востоке. Находка Кодекса Хаммурапи послужило серьезным толчком к углубленному изучению древневосточных цивилизаций.

Хаммурапи – Первый царь Вавилона

Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.

Законы Хаммурапи

Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний.

Существовало положение и касающееся судей, которые, к сожалению, и тогда не действовали бескорыстно. Если их ловили на мздоимстве, или если судья менял свое решение, то он уплачивал большой штраф и больше не имел права судить.

Для примера несколько первых параграфов законов принятых Хаммурапи в вольном переводе:

  1. Тот кто обвинил человека в убийстве, но не смог это убийство доказать карается смертью
  2. Если один человек обвинил другого в колдовстве и не смог этого доказать, тогда обвиняемый должен погрузиться в реку — если утонет, значит виновен и обвинитель может забрать дом обвиняемого, если нет — обвинитель должен быть убит, а обвиняемый может забрать дом обвинителя.
  3. За лжесвидетельство в суде в деле касающегося жизни человека — наказание смерть
  4. За лжесвидетельство в деле не касающегося жизни человека — наказание в соответствии с тяжестью рассматриваемого дела
  5. Если судья вынес окончательное решение по делу и оформил это документально, а потом изменил решение, то этот судья должен быть навсегда уволен и оштрафован на сумму двенадцати кратную исковой сумме
  6. За кражу и скупку краденного имущества из дворца или храма — наказание смерть
  7. Если человек купил что-либо или взял на хранение без свидетелей или договора, то этот человек вор и наказывается смертью
  8. Если человек своровал вола, овцу, осла, свинью или же лодку, то, если это имущество принадлежит храму или дворцу, он обязан возместить в тридцати кратном размере, если же это имущество – собственность мушкенуму, он должен возместить ущерб в десятикратном размере. Если же этот человек не способен платить, он карается смертью.
  9. Если человек увидел свою пропавшую вещь у другого человека, и тот, у кого была обнаружена пропавшая вещь приобрел ее при свидетелях или с договором, а хозяин может доказать что эта вещь принадлежит ему, то продавший эту вещь – вор, он должен быть убит. Хозяин может забрать свою вещь, а покупатель – взять из дома продавца потраченные средства.
  10. Если покупатель не может доказать законность своей покупки, а хозяин пропавшей вещи может доказать что эта вещь его, то покупатель – вор, он карается смертью, а хозяин пропавшей вещи может ее забрать.
  11. Если хозяин пропавшей вещи не может доказать что эта вещь его, то он – лжец и должен быть убит.
  12. Если продавец умер, то покупатель может взять в доме продавца сумму иска в пятикратном размере.
  13. Если свидетели в данный момент отсутствуют и не могут быть допрошены, то судьи назначают срок до шести месяцев, в течение которого необходимо обеспечить явку свидетелей, если этого не происходит, то этот человек – лжец и должен понести наказание.
  14. За кражу малолетнего сына другого человека — наказание смерть
  15. Если человек вывел за городские ворота дворцового раба, рабыню, либо раба или рабыню мушкенума,то он должен быть убит.
  16. За укрывательство беглых рабов — наказание смерть
  17. Если человек поймал беглого раба и вернул его хозяину, то хозяин должен дать вознаграждение – два сикля серебра.
  18. В случае, если этот раб не назвал хозяина, то поймавший его человек обязан привести его во дворец
  19. Если поймавший этого раба человек задержал его в своем доме, после чего раб был в этом доме схвачен, то этот человек должен быть убит
  20. Если человек сделал пролом в доме другого — его следует казнить.
  21. Ограбление карается смертью
  22. Если грабитель не был пойман, то ограбленный может описать все свое пропавшее имущество, а община и староста, на земле которых произошло ограбление, должны ему все возместить
  23. Если при этом ограблении были жертвы, то община и староста должны возместить 1 мину серебра родственникам погибшего.
  24. За мародерство наказание – смерть
  25. Если человек уклоняется от воинской службы, он должен быть наказан смертью.
  26. Если десятник или сотник взял человека, не подлежащего призыву, или принял для царского похода наемника в качестве замены – этот сотник или десятник должен быть казнен.
  27. .

В общем этот свод законов регулирует все основные аспекты жизни и хозяйствования граждан. Большинство законов из свода, принятого Хаммурапи понятны и выглядят достаточно справедливо в наше время (за исключением пожалуй смертной казни почти по любому поводу). Полный перечень законов Хаммурапи можно посмотреть в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Свод_законов_Хаммурапи

Торговля и ремесло при Хаммурапи

В Вавилон в те времена переселяли многих. Царю нужны были специалисты в самых разных областях. Испытывали они потребность и в различных ресурсах. Своих ресурсов не было, поэтому сокровища привозили. Хотя торговцев в Вавилоне было немного, ведь она требовала наличия определенных знаний, как минимум: письменности и математики. Каждая торговая сделка должна была подтверждаться письменным договором. Касалась ли продажа человека или обычного сосуда. Иначе считалось, что человек украл имущество. Торговлей могли заниматься как мужчины, так и женщины. Причем женщина могла торговать от собственного имени. Купцы продавали камни (лазурь, сердолик), золото, предметы роскоши, и получали за это огромнейшие прибыли.

Процветали и ремесленники. Текстильщики одевали горожан в лен и шерсть. Кожевенники в шапки и сапоги. Ювелиры изготавливали самые разные украшения для женщин и для мужчин. Плотники изготавливали для повседневных прогулок красивые резные посохи, а каменщики подрабатывали на изготовлении печатей. Строители возводили храмы, дамбы и каналы, бассейны, сады и ванны. В это же время появляются халдеи, которые славятся своими умениями в колдовском ремесле.

Кстати, некоторые считают, что Вавилонская башня была построена именно в эту эпоху. Другие считают, что она была разрушена задолго до его воцарения.

В целом правление Хаммурапи и его свод законов – это значимая эпоха в истории древнего Шумера.

Ссылка на основную публикацию